Духовная экология
Пилипович Андрей экологическая философия

Мои труды


Взгляд в "зелёное" будущее

Книга книг

Хорошее письмо пришло от Оксаны Алексеевой. Она подметила в моих текстах некоторую неувязку, связанную с отношением к Библии:

Приведу две ваши цитаты. На мой взгляд, они несколько противоречат друг другу.

Первая цитата: "Посмотри, что произошло, когда последователи Иисуса таки решились законспектировать его учение на бумаге. Появился Новый Завет, а вместе с ним гонения против иноверцев, инквизиция, крестовые походы, истребление язычества. Посмотри, во что выродилась христианская вера сейчас. И всё это благодаря одной лишь книге, которую называют "Книгой книг" и почитают за слово божье. Хотя какое это слово божье, если было оно написано человеками? "

Вторая цитата: "...Об этом тоже пишет Библия. Но люди читать её не хотят, не желают внимать её вечной мудрости. "

Отсюда вопрос - так как же вы все же относитесь к Библии? Я постепенно прихожу к тому, что раз это творение рук человеческих, то и вполне возможно, что тексты могут быть искажены при "переизданиях" и переводах в угоду чьим-то локальным интересам. Пожалуйста, помогите разобраться в вопросе.

Ответ:
На самом деле я отношусь к Библии с глубоким уважением. На протяжении многих веков эта книга является кладезем мудрости, оплотом духовности, источником информации о Боге и смысле человеческой жизни, источником прозрения и вдохновения. Лично от меня огромный поклон тем людям, которые написали эту книгу.

Но я решительно против претензий какой-либо книги на звание «Книги Книг», такой себе королевы всех бумажных изданий. Решительно против религиозного фанатизма, развитого на этой почве. Против канонизации этой, либо какой-то другой книги. Против вообще поклонения человека книге, это абсурдно. Человек превыше книги. Человек – творение рук Божьих, а книга – творение человека, то есть книга по духовному уровню стоит ниже человека.

Книги созданы для того, чтобы человек мог пополнить свои знания. Книга – словно сосуд с водой, который человек должен вылить в бассейн своего мировоззрения. Книга за книгой, сосуд за сосудом, так человек постепенно наполняет свой бассейн водой знания. Если же человек ограничивается одной лишь книгой, то как много воды он сможет вылить в свой бассейн? Всего лишь один сосуд, пусть даже самый большой сосуд, но лишь один. Поэтому мировоззрение человека, ограничившегося одной лишь книгой, подобно не полноводному бассейну, а луже небрежно разлитой воды на самом дне пустого бассейна.

Явление, когда человек начинает доверять всего лишь одной книге, а все остальные знания интерпретировать через призму идеологии этой книги, называется «фанатизмом». Это касается не только библейских фанатиков (в народе их ещё называют христианами), это касается любых других людей, попавшихся на удочку какой-нибудь уж очень проникновенной книги. Библия в этом плане не уникальна. Среди других книг, претендующих на Олимп человеческого мировоззрения, можно назвать такие: Веды, Коран, Бхагавтгита, Собрание сочинений Владимира Ильича, «Маин Кампф» Гитлера, Живая Этика, Звенящие кедры России и т.д. Всё это поистине великие книги, ибо им поклонялись, или поклоняются множество людей, на их основе люди строят свою жизнь, взаимоотношения с окружающим миром, своё мировосприятие. Какие-то из этих книг добрые, какие-то злые, но главная отличительная черта всех этих книг – их сильное влияние на умы людей. Каждая из этих книг даёт своё уникальное знание о мире, законах Природы, Боге. Каждая из этих книг учит человека жить, наставляет его на путь внутреннего совершенствования. Каждая из этих книг формирует мировоззрение целых наций. Библия – христианство, Коран – мусульманство, Собрание сочинений Владимира Ильича – коммунизм и т.д.

Бесспорен великий положительный эффект от этих книг, но у всех у них есть и обратная сторона медали, связанная с фанатизмом последователей. Постулаты «основной книги» воспринимаются людьми в качестве «божественной» истины, всё остальное, что не вписывается в идеологию книги, либо не было в ней упомянуто, объявляется «ересью» и отвергается. Пастве разрешено петь только в унисон постулатам книги и запрещено что-либо добавлять или отнимать от неё. К примеру, почему на первых христиан ополчились все евреи? Да потому, что последователи новоявленного пророка попытались добавить к священной книге евреев – Библии, новые тексты, называемые ими Новым Заветом.

Я часто появляюсь в обществе так называемых «анастасиевцев», в нашем провинциальном городке. Есть там лидер – Тамара Ивановна. «Звенящие кедры России», написанные Мегре, она называет не иначе, как «Новой Библией». Не удивительно почему «анастасиевцев» после этого люди называют сектантами. Прекрасный труд Владимира Мегре и его духовной наставницы Анастасии явился благодатной почвой для новоявленного фанатизма. Последователи Анастасии восприняли эту книгу как единственно верное учение и уже начали делить всех людей на «своих» и «чужих» по отличительному признаку: читает человек «наши» книги или нет. Всё это очень печально.

Книга, по сути, не виновата. Она может быть как кладезем знания, так и духовной ловушкой. Книга, словно нимфа, которая поёт чудесную песню, но если моряк по простоте душевной, доверится этой песне и поплывёт прямиком на её волшебный зов, то окажется в объятьях монстра. Монстрами в данном случае являются адепты религий, которые зазывают паству яркими красивыми фразами из «священных» книг, а потом интерпретируют учение в личных интересах.

Проследим историю создания Библии. В переводе с древне-еврейского языка слово «библия» означает – библиотека. Действительно Библия не написана каким-то одним человеком. Она состоит из отдельных сочинений множества пророков. Первым из этих пророков был Моисей, он написал первые труды, положившие начало «библиотеке священных текстов еврейского народа», проще говоря, Библии. Потом было множество других пророков, их имена запечатлены в этой книге. Ветхозаветный период истории был периодом, когда по Палестине бродило много людей стремящихся к богопознанию и посвящающих свою жизнь поиску истины и служению Богу. Тогда ещё не было твёрдых канонов, и каждый имел волю писать то, что ему вздумается. Множество философов писали свои труды, в которых высказывали своё понимание Бога, истины и будущего. Таких философов называли пророками. Одни люди писали, а другие коллекционировали рукописи. Коллекционеры книг получили соответствующее прозвище – книжники. Эти люди были, как правило, священнослужителями. Им книги нужны были, чтобы оперировать умными фразами из них, петь так сказать «сладкую песню». У самих книжников в голове умных мыслей было мало, свои идеи у них практически отсутствовали, вот они и пользовались чужими. Так появились первые библиотеки, в которых собирались как действительно мудрые книги, так и всякая белиберда. Начались споры, относительно того, какие книги действительно боговдохновенны, а какие представляют обычную бытовую отсебятину. Адепты иудаизма составили список книг, которые, по их мнению, являются «от Бога» и включили эти книги в единый канон названный Библией. Все остальные сочинения не запрещались, просто они не обладали статусом «от Бога», а воспринимались как обычная художественная литература того времени, их назвали «апокрифами». Так одни книги были возвышены и превращены в «слово Божие», а другие унижены и постепенно превращены в книги-изгои. Со временем канонический список книг, входящих в Библию, затвердел, и прибавлять к нему что-либо или отнимать стало запрещено. Так родилась ветхозаветная Библия. Как только её костяк затвердел, так сразу живая вера в Бога стала уступать место бездушному ритуалу, приведшему к деградации еврейского общества. Свобода мысли уступила место канону, писать и философствовать было запрещено, разрешено было лишь изучать то, что уже написано ранее.

Книжники и фарисеи вели жёсткую борьбу со свободолюбивыми философами. Чтобы противостоять израильскому духовенству, нужен был человек незаурядных способностей, и этот человек нашёлся, им стал Иисус из Назарета. Иисус видел деградацию фарисейской религии, которая обросла множеством условностей, за которыми суть была уже еле различима. Иисус не стремился заменять одну религию другой. Рецепт его счастья был прост – оставь все свои земные заботы и следуй за мной. Иисус проповедовал простоту жизни: скромное питание, скромное одеяние, минимальные материальные запросы. Вектор человеческой мысли он пытался отвернуть от материальной сферы жизни и устремить в духовную сторону. Поэтому, он советовал всем своим последователям раздать всё своё имущество. Раздать не в благотворительных целях, а потому что большое материальное имущество просто-напросто мешает духовному росту человека. Нельзя служить одновременно Богу и богатству, так говорил Иисус. Служение богатству предполагает постоянную заботу о нём, охрану от воров и расхитителей, накопление и приумножение этого богатства. Одним словом, богатство – это бремя, которое связывает человека по рукам и ногам, забирает у него всё свободное время, тем самым делая человека постоянно «занятым», постоянно несвободным (что мы, кстати, в наше время можем наблюдать на примере бизнесменов, очень «занятых» деловых людей, у которых нет даже минуты свободной, которые день и ночь пекутся без конца о своих делах, о преуспевании своего предприятия, накоплении денег, богатств, производственных мощностей и т.д.). Одним словом, чем больше вещей, тем человек становится всё более зависимым от них. Для духовного же роста нужна независимость, свобода, свободное время, которое можно уделить философским размышлениям, духовному общению с Богом и Природой, поиску смысла жизни. Иисус советовал избавиться от богатства как от тяжёлой ноши. Тот, кто сможет это сделать, уже в этой жизни попадёт в рай, так говорил Иисус. Рай – это не место, это душевное состояние человека, который счастлив от жизни и которому для этого не нужны никакие богатства.

Рецепт счастья Иисуса бы прост, поэтому сам пророк не стремился ничего конспектировать. Его учение было живым, оно исходило из самого сердца пророка и через уста изливалось в уши больших аудиторий, которые собирались послушать его вдохновенные речи. Но среди слушателей были и люди, которые гневно отвергали учение Иисуса. Это были книжники и фарисеи. Эти людишки настолько считались и срослись со своими каноническими книгами, что даже утратили способность мыслить в иной плоскости. Слово «книжник» говорит само за себя – человек, строящий свою жизнь по книге. В своих книгах адепты иудаизма не находили подтверждения речам Иисуса, а значит интерпретировали эти речи как «ересь» и противостояли их влиянию на людей. Иисус был слишком дерзок, он не руководствовался в своих речах цитатами из Библии, а придумывал свои собственные «притчи», утверждал, что он свободно общается с Богом и для этого ему не нужны никакие посредники, будь то фарисеи или их «духовная» литература. Иисус наговорил много лишнего (лишнего, в понимании фарисеев), в этом он был неосторожен, в результате довыпендривался (извините за слово) до того, что фарисеи не выдержали такого отношения к ним, их убеждениям и их священному писанию, поэтому в судебном порядке приговорили Иисуса к смертной казни. Казнь была приведена в исполнение без особых почестей, Иисуса повесили умирать на кресте среди других преступников.

На этом заканчивается история Иисуса, но начинается другая история – история христианской религии. Что же произошло дальше? А было вот что. Многочисленные последователи Иисуса хоть и лишились своего Учителя, но обладали с ним духовной связью, речи Учителя в умах его учеников были ещё живы, пыл и накал страстей был в самом разгаре. Поэтому от последователей и ждать ничего другого не приходилось, как только того, что они пойдут проповедовать «новое учение» другим людям. Теперь оставшиеся в прошлом проповеди Иисуса получили статус «Нового учения», на языке евреев – «Нового завета». Прошлая религия была названа «старым учением», точнее «Ветхим заветом». Евреи были людьми грамотными, читать и писать умели многие. Забывать Иисуса никто не хотел. Поэтому многие взялись за перо и бумагу. На бумаге люди начали излагать вовсе не философскую доктрину Иисуса. Цель была такая – написать историю жизни великого человека. Точно как в наше время, если умер известный человек, то знавшие его люди берутся за написание мемуаров о нём и его жизни. Иисус же был человеком очень известным. Поэтому и мемуаров о его жизни было написано достаточно много. Писали как лично знавшие его люди, так и те, кто знал о пророке понаслышке. Так появилось множество «евангелий» - повествований о жизни пророка.

Позже начали появляться послания апостолов к различным церквам (под церковью подразумевалось собрание народа, религиозная община людей в определённой местности, а не хата с крестами…). Эти послания были уже не мемуарами, а философскими трудами, где их авторы излагали своё личное мировоззрение, пусть даже сформированное под влиянием Иисуса.

Так появилось множество христианской литературы. Среди трудов ранних христиан были как действительно шедевры (к шедеврам можно причислить четыре канонических Евангения), так и достаточно низкопробные фантазии (сюда можно отнести так называемое «евангелие детства», автор которого описывает Иисуса как капризного и жестокого ребёнка, над которым смеялись его ровесники, а он в свою очередь показывал различные фокусы и при помощи магии мстил своим обидчикам, а некоторых даже умерщвлял…) В четвёртом веке нашей эры среди множества христианских рукописей решено было отобрать наиболее боговдохновенные. Появился канонический список книг Нового Завета. Всю остальную литературу особо не запрещали, но она считалась творением людей, в то время как каноническим мемуарам и философским посланиям был придан статус «от Бога». В канон была также включена ветхозаветная Библия. И тут снова начал действовать принцип «не отнять, не добавить», адепты уже новой религии начали делить людей на «своих» и «чужих», мысли на «истинные» и «ложные». Истинными признавались только те мысли, которые находили подтверждение в канонических библейских текстах, всё остальное считалось ересью.

История эта в различных вариациях повторялась не раз и ещё повторится не однажды, и она касается не только христианства. Буддисты имеют свои книги, мусульмане – свои, кришнаиты – свои. В средние века грамотные люди подымали бунт против церкви, стремились возвратиться к первоистокам истинной христианской веры. Но чтобы увековечить свои мысли они опять же старались изложить их в своих книгах. Так появилось множество ответвлений христианства, количество которых в наше время достигло апогея. В основе каждой христианской секты помимо Библии лежит книга «нового» пророка.

В то время, когда часть «новых» пророков шла в русле уже существующих религиозных убеждений и только добавляла к ним свои мысли, другая часть пророков генерировала совершенно новые, невиданные доселе мысли. На основе своих размышлений эти новые пророки писали свои книги, которые по традиции были канонизированы последующими поколениями. Маркс, Энгельс и Ленин думали ли, что их труды когда-нибудь станут основой для поклонения миллионов людей? Могли ли они предвидеть, что наступит время, когда детей силой будут заставлять читать их тексты и даже учить наизусть? Могли ли они предположить, что будет запрещено издавать какое-либо новое произведение, если в нём не будет цитаты из их книг? Конечно, они надеялись на признание потомков, но не на такое же тупое поклонение.

Зато Гитлер и Мао Цзедун намеренно распространяли свои канонические книги. Эффект был налицо: целые нации, одураченные мастерски написанными текстами, вставали на боевой и трудовой подвиг. Люди были готовы умереть из-за призрачных идей, выдвинутых сумасшедшими авторами книг.

Когда же пелена с глаз последователей падала, и они прозревали ту глупость, в которую верили ещё пару минут назад, их гнев выражался в сожжении «божественных» произведений. Горели на кострах труды Ленина, Маркса, Гитлера, горела Библия, горели произведения тысяч других пророков. Горели и будут гореть даже те произведения, которые ещё не написаны и место которых определено в будущем. История с книгами повторялась и повторится ещё неоднократно. Вот как вкратце выглядит эта история: Сначала мудрый человек, глядя на духовный упадок общества, в котором он живёт, излагает свои глубокомысленные размышления на бумаге в назидание потомкам. Потомки же вдохновляются мудростью этих текстов и канонизируют книгу, обожествляют её автора и «дрессируют» своих детей в соответствии с принципами, описанными в книге. Формируется целое сообщество людей, которые живут по принципам одной лишь книги на протяжении многих поколений. Но рано или поздно этому приходит конец, и бывшие дотоле «боговдохновенные» книги объявляются «сатанинскими» и сгорают на кострах. Но на место одной книги обязательно приходит другая.

Обратимся ещё раз к учению Иисуса, ведь именно его книгу, сожжённую после Октябрьской революции, но ныне реанимированную нам снова пытаются подсунуть под нос. Смысл учения Христа за две тысячи лет был извращён настолько, что передать даже трудно. Посмотрите, в каком оно сейчас состоянии. Вместо отречения от богатства и роскоши адепты этой религии строят огромнейшие храмы, с золотыми куполами, внутри расписанные дорогими красками, с позолоченными крестами и иконами, с урнами для бросания в них денег. Священник выходит в дорогом наряде с длинными рукавами и производит ритуал с бормотанием под нос непонятных текстов, размахиванием кадильницей и другими махинациями. Этот ритуал уж никак не напоминает проповедь Христа о любви к ближнему, а скорее похож на действия мага по вызову духов потустороннего мира. И духи приходят, на некоторых христиан действительно нападает мандражка, после чего они начинают истошно вопить, плакать, причитать, валяться по полу. Но священник объясняет это явлением «святого» духа или знамением божьим. Паства ему верит и стоя на коленях кланяется до изнеможения нарисованному на куске дерева изображению пророка, умершего две тысячи лет назад. А просил ли пророк людей кланяться себе или тем более картинкам, где он нарисован? Просил ли пророк делать скульптурные композиции, где он изображён умирающим на кресте, и опять же кланяться им? Просил ли своих последователей ходить, размахивая кадильницей и бормоча невнятные тесты? Просил ли писать книги о его жизни и называть их «словом божьим»?

Сам то пророк книг не писал, хотя был достаточно грамотным для этого. Не писал, потому что знал, что не в книгах истина, а в сердце. Хотел Иисус научить людей смотреть внутрь собственной души и читать книгу своего сердца. Для этого он просил людей освободиться от условностей, освободиться от погони за материальными благами и сосредоточить свои усилия на духовном поиске. Книга же способна только помешать данному процессу, потому что зачем человеку пытаться искать истину в своей душе, если можно её найти в книге? Книга – ловушка для болванов, которые отказываются смотреть внутрь себя, а предпочитают пользоваться формулами жизни, написанными кем-то. Книга не способна помочь духовному росту человека, так как для духовного развития нужно тренировать собственную мысль, а не пользоваться чужими догадками, тем более изложенными в трудах двухтысячелетней давности. Любую книгу можно прочесть за пару дней и усвоить изложенные в ней мысли за неделю, а внутренний мир человека богат настолько, что истины заключённые в нём можно открывать и открывать на протяжении целой жизни и даже не одной. Любая книга имеет начало и конец, а истина безгранична и не имеет ни начала, ни конца. Поэтому уместиться в книгу истина просто не способна, и если кто-то вам говорит, что в такой-то книге содержится истина, знайте, - врёт на все сто процентов.

Но не подумайте, что я призываю вообще не читать книг. Ту же Библию я читал, и она мне понравилась, даже пробила на слезу. Про дедушку Ленина я читал и хотел ознакомиться с трудами Гитлера, но, увы, не смог их достать. Читал, буду читать и даже больше того – я пишу собственные произведения, одно из которых вы читаете сейчас. Но я всегда вижу грань между чтением и верованием, между ознакомлением с информацией и поклонением этой информации.

Любая книга – это чужие мысли, не ваши мысли, а чужие. Проглатывая чужие мысли, вы становитесь потребителем информации. Конечно, умные мысли пойдут вам на пользу, но ведь попадаются и гнилые мысли, которыми можно отравиться. А ведь бывает так, что целые нации на протяжении многих поколений кормятся гнилыми мыслями. Естественно это ведёт к вырождению нации и гибели целых цивилизаций.

Быть потребителем информации – удел слабых. Сильный человек должен генерировать собственные мысли, быть творцом собственного мировоззрения. Чувствуете разницу между потребителем и творцом? Потребитель, как жвачное животное, жуёт то, что попадается ему на пути. Творец же становится на одну ступень с Богом, прикасается к творческой энергии Вселенной и творит! При этом не обязательно творить в глобальных масштабах и писать книгу за книгой, достаточно лишь быть хозяином собственного мировоззрения и не позволять чужим мыслям брать верх над собственным здравым смыслом. Кушать чужие мысли не вредно даже творцу, поэтому каждый человек является и творцом и потребителем одновременно, вот только вопрос, какая из этих двух ипостасей берёт над вами верх. Кто-то предпочитает больше доверять мнению авторитетов, но это чисто потребительская жизненная установка. Человек должен быть сам для себя авторитетом, творческий подход в том и заключается, чтобы сотворить для себя такое мировоззрение, чтобы именно оно стало для вас самым авторитетным из всех.

Когда каждый будет хозяином собственных мозгов, тогда станет невозможным массовое одурачивание публики красиво написанными текстами. Но наступит ли когда-нибудь такая эпоха? И где та грань между собственными и чужими мыслями, на одной стороне которой индивидуальное мировоззрение, а на другой – массовый фанатизм?

Книга – это программа, при помощи которой человека можно превратить в биоробота. Помните фильм про электроника? У этого робота в спине было отверстие, в которое можно было вкладывать книги. У обычного человека такого отверстия нет, зато у него есть считывающее устройство – глаза, которое способно считывать информацию с программного носителя – книги. Таким образом, становится возможной загрузка в человека определённых программ. Подсунули человеку «программный носитель» под названием Бибилия, и после считывания информация, заключённой в нём, двуногое существо больше нельзя называть человеком, теперь это христианин. Вложили в человека информацию из Корана, и он превращается в мусульманина. Загрузили в ребёнка информацию о дедушке Ленине, и перед нами вместо ребёнка стоит октябрёнок или пионер. Комсомольцем он станет только после того, как в него загрузят программу с исходными текстами Карла Маркса и докладами последнего съезда коммунистической партии…

А вот ещё одна история. Жил да был себе мальчик по имени Адольф. Очень любил он играть в войнушки, жаль в его эпоху не было ещё компьютерных игр, как впрочем и самих компьютеров. А играться страсть как хотелось. Поначалу мальчик игрался игрушечными солдатиками, но он был умным и вскоре понял, что солдатики окружают его повсюду, только пока ещё сами не знают, что они солдатики. Когда мальчик подрос, он добился успеха в политике и даже стал главой целой страны. Но не нравилась ему его страна, потому что в ней жили булочники, портные, юристы, студенты, христиане, иудеи, учёные, повара и другая разношёрстная публика. Задумался Адольф над тем, как бы сделать из этой разношёрстной массы стройные полки, готовые исполнять любые его команды. Для того, чтобы перепрограммировать людей, создал Адольф специальный «программный код», проще говоря, книгу под названием «Маин Кампф». Чтобы перепрограммировать каждого гражданина своей страны, Адольф размножил свой программный код в большом количестве (то есть, выпустил книгу большим тиражом). Через глазные анализаторы программный код попадал в головной биокомпьютер рядового человека, после чего там стиралась предыдущая программа (к примеру, человек стремился стать учёным или бизнесменом) и поверх неё записывалась новая (теперь тот же человек считает себя арийцем и мечтает установить господство третьего рейха во всём мире). Адольф был хорошим программистом мозгов, код, написанный им, эффективно перепрошивал программную начинку человеческих биокомпьютеров. Но в мозгах некоторых людей код давал сбои, и программа не могла стереть предыдущую учётную запись в человеке и записаться поверх неё. Люди, в чьи мозги не устанавливалась новая программа, с точки зрения Адольфа, были лишними, так как не могли плясать под его дудку. Поэтому, чтобы от таких людей была хоть какая-то польза, их решено было использовать вместо дров в печах. Всего несколько лет потребовалось Адольфу, чтобы перепрограммировать целую нацию и из людей, раньше думавших о себе как о булочниках, портных и юристах, сделать юнитов, готовых сражаться за превосходство арийской нации.

О том как поразвлекался Адольф, знает пожалуй каждый. Стройные ряды юнитов шагали под его командованием, стирая границы государств и превращая города в руины. Но даже когда мощная армия наткнулась на ожесточённое сопротивление и стала отступать, программа в головах рядовых юнитов практически не давала сбоев, и биороботы продолжали с автоматами в руках бежать на верную смерть…

Вспомним, что написано в Библии: И создал Бог небо и землю, моря и океаны, рыб и птиц, животных и растения, мужчину и женщину. Но нигде не написано, что создал Бог книгу. Такому элементу, как книга, не было места в совершенном мире, созданном Творцом. Книга появилась намного позже, после грехопадения человека и упадка нравов, она появилась тогда, когда утратил человек связь с Богом и стал нуждаться в наставлениях других людей.

Но если раньше человеку нужна была всего лишь одна книга, то в современную эпоху людям для нормального существования требуются тысячи, миллионы книг. Библиотеки ломятся от обилия макулатуры, а люди создают всё новые и новые произведения. Но стало ли от этого лучше жить на планете, стали ли люди мудрее, смог ли человек приблизиться к Богу посредством множества книг? Увы, нет. Наоборот, рядовой человек заблудился в лабиринте чужих мыслей, в школах больше не учат мыслить самостоятельно, учат лишь правильно читать и усваивать тексты, пользоваться справочной литературой и цитировать произведения классиков.

P.S. По иронии судьбы к груде уже написанных книг недавно прибавилась ещё одна. Её создал ваш покорный слуга, автор этой рассылки, то есть я. Книга написана по результатам первых номеров данной рассылки, называется «Земля – живое существо». Кто читал рассылку с самого начала, наверное, понимает, о чём она. Конечно, книга не слово в слово повторяет выпуски рассылки, что-то добавлено, что-то зарезано, но общий смысл сохранился тот же. По адресу www.duhzemli.ru можно прочитать полный текст произведения.


Андрей Пилипович


© 2000-2010 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.com обязательна!