Экологический журнал
Выпуск N 18 Объединим усилия ради спасения Земли!

Новости из интернета:


Зелёная яхта

Необычная яхта оснащена солнечными батареями и небольшим ветряным генератором. Эта электроэнергия используется для бортовых нужд (радар, холодильник и прочее), а также — питает насос, который закачивает забортную воду в опреснитель (в нём используется процесс обратного осмоса) и водяной фильтр.

Часть очищенной воды направляется в резервуар — это будет питьевая вода. А другая часть — идёт в электролизёр, питаемый теми же солнечными батареями и ветряком. Полученный в нём водород закачивается в металл-гидридные ёмкости, скрытые в киле яхты (они служат также и балластом). Шесть таких ёмкостей в сумме вмещают 17 килограммов водорода. Металл-гидридные ёмкости — это дорогой, но зато очень безопасный способ хранения водорода, при котором газ растворяется в кристаллической решётке металла.

При необходимости этот водород используется для выработки энергии в топливных элементах. В движение (если нет ветра, конечно) эту яхту приводит электромотор.Полная зарядка водородных ёмкостей обеспечивает пробег более 300 морских миль (555 с лишним километров). Кстати, мощность топливных элементов, установленных на яхте, составляет 10 киловатт, солнечных панелей — 400 ватт, а ветряка — 90 ватт.

Но и это — не единственные источники энергии в системе яхты. Когда она идёт под парусом, её винт остаётся в воде и вращает мотор, который в этом случае работает как генератор. Дополнительное сопротивление движению приводит к потере 1,5 узлов скорости.

полный комплект "зелёной" аппаратуры обойдётся им примерно в $300-550 тысяч, не считая стоимости, собственно, яхты. Увы, замечательный свой комплекс калифорнийцы соорудили ещё в прошлом году и, судя по отсутствию свежих новостей на сайте компании, можно сделать осторожный вывод о непопулярности "зелёных" идей у яхтсменов.

Небо становится выше с каждым днём

В ближайшее время небо вряд ли упадет на нас. Более того - оно поднимается. И все по вине людей. Верхняя граница тропосферы ? нижнего слоя атмосферы ? с 1979 года поднялась на несколько сот метров, в основном в результате промышленных и транспортных выбросов, сообщил Бен Сантер из Национальной лаборатории Лоуренса Ливермора. Так что высота тропосферы может служить своего рода барометром масштабов глобальных изменений климата.
У столетней старушки выросли новые зубы

Неожиданное счастье привалило Марье Андреевне Цаповаловой, проживающей в Центре реабилитации пенсионеров в Сочи. В сто лет у нее внезапно начали расти новые зубы!

Теперь к старушке регулярно ездят делегации стоматологов, геронтологов и антропологов. Все хотят узнать секрет неожиданного явления. Марья Андреевна считает, что зубы выросли у нее оттого, что она всегда вела здоровый образ жизни, никогда не пила, не курила, не ела мяса и берегла нервы.

Будущее Земли

Ученые из разных стран утверждают, что после того, как исчезнет человечество, господство на планете захватят гигантские кальмары, летающие рыбы-убийцы и разумные бабуины. Британские журналисты провели опрос среди ученых-специалистов в области эволюции, попросив их предсказать, какие животные будут господствовать на Земле в следующие несколько миллионов лет, сообщает Ananova. По итогам научного исследования был снят документальный фильм, который называется "Будущее будет диким".

Тихонов А.И.
Планета как живой организм

http://www.ispu.ru/library/lessons/Tihonov_3/index.htm

Если принцип подобия части и целого действительно пронизывает все уровни мироздания, то нельзя ли его применить “от обратного”? Мы знаем, как устроен человеческий организм. Но ведь это ни что иное, как четко организованная колония одноклеточных существ, каждый из которых заботится о собственном самосохранении. В то же время каждая клетка призвана выполнять определенные функции на благо организма в целом. Иногда приходится даже жертвовать собственной жизнью. Не является ли человек и все живое на планете аналогичными составляющими единого живого существа астрономических масштабов - планеты Земля? Если это действительно так, то многое становится понятным, в частности роль человека на планете и во Вселенной в целом, цель и смысл его существования. Многое встает на свои места и в понимании противоречивых взаимоотношениях человека с природой, а также с высшей сущностью, которую мы называем Богом...

...Агрегация является механизмом формирования иерархической лестницы природных систем. Агрегация элементарных частиц рождает атомы, агрегация атомов - молекулы, агрегация молекул - макромолекулы (полимеры), вирусы и т.п., агрегация макромолекул - клетки, агрегация клеток - многоклеточные организмы, агрегация многоклеточных организмов - социальные формы жизни (социальные организмы). С каждым новым иерархическим уровнем количество элементов уменьшается, зато возрастает сложность системной организации, так как помимо простой суммы объединенных в систему элементов возникают новые связи между этими элементами. Именно эти связи рождают те новые (эмерджентные) качества, которые отсутствуют на предыдущем уровне системной иерархии.

Чем четче специализация и чем сложнее организация, тем сильнее система проявляет себя как единое целое (организм), тем сильнее ее эмерджентные качества и тем труднее выявить те конкретные внутрисистемные связи (и даже целые комплексы связей), которые породили ту или иную эмерджентность данной системы. Каждая эмерджентность подчинена определенной внутрисистемной цели. Весь комплекс эмерджентностей данной системы оказывается слитым в единое целое. Он, с одной стороны, стабилизирует структуру системы, а с другой стороны, вписывает данную систему в метасистему более высокого иерархического уровня, обеспечивая выполнение данной системой какой-то особой внутриметасистемной функции. Вследствие всего этого он обладает качеством, аналогичным в той или иной степени человеческому разуму, так как призван реализовать внутрисистемную целесообразность. Если система существует долго и устойчиво, то можно сказать, что она гармонична, а потому целесообразность функционирования данного комплекса эмерджентностей подчинена принципу оптимальности, что еще больше усиливает аналогию с разумом.

Конечно, это не человеческий разум. Это лишь проявление целесообразности и оптимальности. Но в сложных системах (например, в экосистеме леса) это проявление настолько сложное, что оно, я думаю, невольно ассоциировалось у наших предков с существом, обладавшим пусть не совсем понятной, но, без сомнения, большой мудростью. А потом уже богатая фантазия довершает дело, пририсовывая к этой мудрости тело, похожее на человеческое (всему, что мы понять не в состоянии, мы пытаемся поставить более понятный нам образ, например электрон мы пытаемся представить в виде некоторого облачка или шарика, хотя ни то ни другое ничего общего не имеет с реальностью). Наверное, именно это лежало в основе одушевления различных сил (внутрисистемных связей) природы и возведения их в ранг богов, полубогов и т.п.

В этом плане наши предки были более наблюдательны, чем мы. Современный человек проникнут идеями редукционизма и стремится все разложить по полочкам, выяснить “как это устроено”. Но через микроскоп не увидишь слона. Для этого надо расширить поле зрения. Это у наших предков получалось гораздо лучше. Мы же только в рамках системного подхода начинаем приближаться к подобному пониманию природы.

Поэтому у нас еще не существует даже терминов, которыми можно было бы обозначить некоторые природные феномены. Так, например, описанный выше комплекс эмерджентностей сложной системы в его целостности в мистике носит название эгрегор, что с некоторым приближением можно перевести как сверхэго социального организма. В дальнейшем я буду пользоваться именно этим термином.

Эгрегор – это некое системное качество (идеальная сущность), принадлежащее только системе в целом (аналог индивидуальности системы вплоть до аналога личности), возникающее как следствие упорядоченности внутрисистемной и межсистемной организации, обладающее определенной самостоятельностью (свободой выбора) и управляющее данной системой по принципу целесообразности. Человеческая личность – это тоже эгрегор, но довольно высокого уровня сложности. Она рождается как следствие процессов, происходящих внутри организма человека, а также внутри человеческого общества (метасистема), на планете в целом, а в конечном итоге во Вселенной. Некоторые конкретные механизмы функционирования эгрегора в форме гипотезы будут рассмотрены ниже.

Таким образом, под организмом мы будем понимать самоорганизующуюся систему, которая представляет собой агрегацию элементов с четкой специализацией функций, ориентированных на поддержание устойчивости системы в целом, в результате чего поведение элементов подчинено целостному комплексу эмерджентностей системы (эгрегору).

В принципе, любую форму жизни можно назвать социальной формой по отношению к существам более низкого уровня данной иерархии. Последней наблюдаемой нами ступенью агрегации являются так называемые социальные системы или, образно говоря, “многоособевые организмы”. Примерами таких систем могут служить муравейники, пчелиные семьи и т.п.

Так инстинкты муравья, например, можно понять только изучая муравейник как единый организм. И не важно, что “клетки” этого организма очень подвижны. Внутри данного организма наблюдается четкое разделение функций, выразившееся даже в изменении строения тел различных групп насекомых. Здесь есть муравьи-самки, муравьи-самцы, воспитатели, строители, воины и т.п. Их специализация закреплена в особенностях строения их тел Каждый муравей в отдельности нежизнеспособен. Все переплетено и отлажено. И не только муравьи населяют муравейник. Для усиления разнообразия функций внутри муравейника присутствуют и другие формы жизни, взаимоотношения с которыми достигли симбиоза. Например, некоторые тропические муравьи разводят для своего питания целые грибные сады на листьях, принесенных в муравейник. Муравьи специально удобряют посевы грибов, что ускоряет разложение листьев, потому что в фекалиях муравьев содержатся ферменты, которых нет у грибов. Только после этого грибы могут успешно размножаться на свежих листьях. Подобных примеров огромное множество. Для них характерно проявление четкой органичной взаимосвязи всех подсистем, не позволяющей разложить целостную систему на независимые компоненты. Это и есть отличительная особенность живого организма. Вся совокупность внутрисистемных связей муравейника образует нечто целостное, неразрывно связанное с муравейником и управляющее всей его жизнью - “дух муравейника”, или его эгрегор.

К аналогичным социальным видам относится и человек. Человеческое общество все больше напоминает единый высокоразвитый организм, который обладает индивидуальностью (эгрегором) в той мере, в какой дифференцированы и специализированы внутриобщественные связи.

Этот вывод можно применить практически к любой биосистеме. Так четко организованная и высоко дифференцированная колония клеток организма человека имеет свой эгрегор, который находит многочисленные проявления в его инстинктах, психике, разуме и т.п. Даже отдельная группа людей, объединенных какой-то целью (возможно, даже временной) имеет свой эгрегор (эгрегоры семьи, коллектива, толпы и т.п.). Любая стая или стадо животных объединяется в единое целое соответствующим эгрегором (эффект стаи). Любая экосистема также имеет свой эгрегор, сложность проявлений которого зависит от четкости и степени сложности организации данной системы.

Гипотеза Геи (богиня земли): «Сообщества живых организмов и среда их обитания развиваются как единое целое (социальный организм); при этом не только среда влияет на организмы, но и организмы изменяют среду; то есть организмы вместе с физической средой образуют сложную стабильную саморегулирующуюся систему, в которой сохраняются условия, благоприятные для жизни.» В такой формулировке эта гипотеза сейчас практически ни у кого не вызывает возражений. На мой взгляд, ее можно существенно расширить.

Известно, что в биосфере все тесно взаимосвязано и взаимообусловлено. Биосфера как организм настолько высокоорганизована, что не исключено наличие у нее мощного личностного фактора. В недрах Земли также идут какие-то упорядоченные процессы, о чем свидетельствует, в частности, наличие магнитного поля и т.п. Известно, что Земля (не только верхние слои, но и недра планеты) активно влияет на процессы в биосфере (достаточно вспомнить, что согласно статистическим данным количество землетрясений, извержений вулканов и прочих природных катаклизмов в местах локальных военных конфликтов возрастает). Из всего этого в совокупности с вышесказанным напрашивается вывод: «Планета представляет собой грандиозный социальный организм со всеми особенностями, свойственными живым организмам, где каждой подсистеме (в том числе и человеческому обществу) соответствует определенное место и особая роль, которую должна играть данная подсистема ради сохранения системной целостности.»

Как всякое живое существо, планета имеет, по-видимому, свой личностный фактор - сверхсознание (может быть, это и есть Бог-Отец). Вероятно, она вмешивается в жизнь населяющих ее подсистем, регулирует и направляет их особым образом. И люди умеют, в принципе, слышать голос Земли, но перестали ему доверять, так как не могут найти ему логического объяснения. Этот голос прорывается в наше сознание в виде голоса совести, но еще больше он, вероятно, присутствует во многих наших неосознанных порывах, самое верное название которым будет “голос сердца”, или, если хотите - интуиция. Именно в регулирующем воздействии планеты на нашу жизнь я вижу природу морали и нравственности, а не в произвольных соглашениях, заключенных между собой людьми для оптимизации совместного существования.

Генетическая гипотеза эволюции планеты

Принцип Реди гласит: «Все живое происходит от живого». Из этого следует парадоксальный вывод: жизнь не может возникнуть вследствие самоорганизации. Любое живое существо обязательно имеет живого родителя, причем подобного ему самому, о чем свидетельствует и биогенетический закон. Однако данный парадокс снимается достаточно просто, если исходить из предположения, что Земля есть живое существо. Только та самоорганизующаяся система приобретает возможность длительного устойчивого существования, которая наследует в своей структуре подобие со структурой планеты (подобие может быть формальным, не обязательно физическим и не обязательно полным). Как любое живое существо, планета рождается, развивается, достигает зрелости, старится и умирает. О смерти Земли говорить еще рано, похоже что она находится в самом пике своего развития. Попробуем подойти к анализу истории Земли с точки зрения подобия с индивидуальным развитием (онтогенезом) более привычного нам многоклеточного существа.

Если бы клетки умели рассуждать и наблюдать свою историю, они, без сомнения, заметили бы, что в их мире все меняется, что были времена, когда в организме господствовали совсем другие виды клеток. Например, было время, когда только еще зарождающийся организм человека имел жабры, которые впоследствии атрофировались. За время эмбриогенеза в развивающемся организме формируются, а затем отмирают многие подсистемы, которые были характерны для соответствующих стадий филогенеза данного вида организмов. “Взгляд изнутри” на ход эмбриогенеза, возможно, позволил бы нам выявить некоторые механизмы “смены эпох” в строении организма. Я думаю, эти механизмы несколько напоминают эволюционные механизмы, типа естественного отбора и т.п. Поэтому клетки, анализирующие свою историю, наверное, тоже рано или поздно придут к мысли, что внутри организма происходит эволюция различных форм одноклеточных существ и связей между ними, и в ходе этой эволюции неоднократно наблюдались “экологические катастрофы”, когда формы жизни существенно обновлялись. Не ускользнет от их внимания, наверное, и некоторая целенаправленность данного эволюционного процесса, которая, естественно, натолкнет на вопрос: а не существует ли какой-то “режиссер”, направляющий эту эволюцию, который “на рубеже эпох”, когда формируются мутовки, выбирает из разных принципиально возможных вариантов клеточной специализации именно те формы, которые соответствуют некоему плану?

Мы называем этот план генетической программой развития организма. Мы знаем, что эта программа закодирована в структуре молекул ДНК данного организма (а может быть, не только в ней). Эта программа определяет всю пространственно-временную структуру организма вплоть до предрасположенности к определенным болезням в определенные периоды жизни и т.п. Так, например, общеизвестен феномен близнецов, развившихся из одной яйцеклетки, по разным причинам разлученным в раннем детстве. Поражает похожесть их жизненного пути (например, в одном из случаев у подобных близнецов оказались похожими жены, имевшие одинаковые имена, они держали собак одинаковой породы, с одинаковыми кличками, у них был одинаковый набор болезней и т.д.).

Вероятно, в онтогенезе присутствует как строгая предопределенность генетической программы, так и фактор случайности, формируемый многообразием условий окружающей среды.

Реализация генетической программы происходит, скорее всего, посредством биополя данного организма, структура которого, как мы уже говорили, строится на основе информации, закодированной в структуре молекул ДНК. Так например, в определенный момент времени клетка начинает вырабатывать роговое вещество, заполняя себя этим веществом, совершая тем самым своеобразный акт сюицида. Из “трупов” подобных клеток строятся ногти на пальцах человека. Для организма в целом это жизненно необходимый процесс. То есть даже смерть клеток запрограммирована и служит на благо организма. Вероятно, в жизни данной клетки на определенном этапе происходит смена биополевого паттерна, координирующего внутриклеточные процессы. С точки зрения клеточной философии, возможно, это кажется жестоким. Однако не следует забывать, что “душа” клетки не умирает, в масштабе времени данного организма она бессмертна и, возможно, возродится вновь, уже лишенная грубых ошибок, накопленных в предыдущей жизни. Поэтому вряд ли можно говорить о жестокости, скорее, наоборот, - организм “помнит” о каждой своей клетке, сохраняет ее душу и заботится о ее теле, поставляя ей все необходимые для жизни питательные вещества (клетке, возможно, кажется, что по-другому и не может быть, что это “закон природы”, так же как мы считаем, что травы и деревья растут сами по себе без участия каких-либо высших сил), воспринимая ее крики о помощи в сложные для нее периоды жизни (болевые ощущения), давая ей в то же время определенную свободу.

В клеточном мире тоже существуют «бунтари», не желающие слушать «голос организма» и мечтающие о свободе от «дискриминации» организма и об изобретении эликсира бессмертия. Ведь, в принципе, одноклеточное существо может иметь свою индивидуальную генетическую программу (как у простейших одноклеточных). Помочь в этом им могут некоторые вирусы, с готовностью предоставляющие им для этого свои цепочки ДНК, корректирующие генетическую программу клетки. Такая клетка перестает подчиняться требованиям организма, приобретает «личное бессмертие», плодя своих потомков вдоль богатых питательными веществами кровеносных каналов, перестраивая таким образом все ткани организма. Рано или поздно такой организм гибнет вместе с «бунтарями». В таких ситуациях никто не выигрывает, все проигрывают.

Если планета Земля действительно представляет собой живое существо астрономических масштабов, то не подчиняется ли эволюция жизни на ней и все процессы жизнедеятельности какой-то генетической программе, на которую накладывается совокупность случайных факторов космического плана? Вполне возможно, что практически любой эволюционный процесс можно рассматривать как единство предопределенности (генетической программы) и случайности.

При таком подходе следует признать некоторую предопределенность и неизбежность экологических катастроф, знаменующих смену фаз генетической программы. Смерть на Земле также оказывается запрограммированной. Если бы не было смерти, не было бы и эволюционирующего усложнения форм жизни, направляемого генетической программой планеты. Если бы не было глобальной гибели динозавров, вряд ли Земля смогла бы усовершенствовать психику теплокровных вплоть до создания человеческого разума. И если кому-то хочется стать бессмертным, то прежде надо поинтересоваться, хочет ли этого Земля? Ведь организм человека - это открытая система. В принципе, человек может жить вечно (по крайней мере в условиях планеты Земля). Однако в его ДНК “зашиты” и “ген старости” и “ген смерти”, программирующие момент ухода человека из жизни. Наши ученые уже почти добрались до этих генов, обещая нам в скором будущем поголовное бессмертие. Не будет ли это началом прогрессирующей раковой опухоли в теле планеты (хотя все признаки раковой опухоли налицо уже сейчас)?

Раковые клетки по-видимому необходимы для организма. В малых количествах они присутствуют в нем всегда. Может быть, именно они играют первостепенную роль в “эпохи катастроф” внутри организма. Но когда их количество выходит из-под контроля организма, возникает угроза его гибели. Может быть, потому и участились случаи заболевания раком, что человек сам встает на путь раковой клетки. Поэтому “раковая программа” становится для него нормой. Опускаясь до уровня физиологии эта программа перестраивает собственную генетическую программу человеческого организма так, что раковые клетки, до этого момента четко отслеживаемые внутренней “полицейской службой” организма (иммунной защитой), теперь приобретают статус “нормальных граждан”. То есть человек, вставший на путь “абсолютной свободы”, сам поражается раковой болезнью и погибает. Может быть, именно в этом суть “антираковой службы” планеты? Что же должен сделать человек, что бы излечиться от рака (как впрочем и от любой другой болезни)? Наверное, для этого нужно в первую очередь исправить что-то в своем отношении к метасистемам, то есть к планете, к природе, к себе подобным. Нужно безоговорочно выполнить все требования, предъявляемые нам природой, то есть нужно стать “законопослушными гражданами планеты”.

Но закон этот устанавливает не человек. С давних времен люди интуитивно чувствовали этот закон в своем сердце. А когда они забывали его или по суетности своей жизни переставали прислушиваться к голосу сердца, в их среде рождался человек, вся жизнь которого являлась воплощением данного закона, которого по праву можно было назвать Словом Бога, потому что все, что он говорил, было истиной данного закона. И находясь рядом с ним, люди сердцем чувствовали эту истину. Потому и передавалась эта истина из поколение в поколение вопреки “здравому смыслу”, пронизывающему “идеологию свободы”. Так же как клетка организма не может быть свободной от организма, также и человек не может быть свободным от природы. И человек не имеет права диктовать природе свою волю, так же как клетка не имеет права перестраивать под себя ткани организма. Иначе все гибнет.

Многие, кто впервые знакомятся с принципом дополнительности, начинают считать, что в мире царит всеобщее равновесие. В частности, если есть добро, то должно быть и равное количества зла. Некоторые даже встают на сторону зла, откровенно признавая себя его носителями, считая, что тем самым они способствуют гармонии в природе. На самом деле в природе не существует понятий добра и зла. Есть созидание и есть разрушение, находящиеся в гармонии. Разделение реальности на добро и зло присуще только бунтующему рассудку человека, который запутавшись в противоречиях мира, обладая свободой воли, встает на путь прямого неподчинения высшему закону. Вот тогда действительно рождается Зло, несущее дисгармоничное разрушение не только метасистеме, органичной частью которой является этот человек, но и, возможно, всей Вселенной. Тогда силы, противостоящие Злу, вероятно, надо назвать Добром. Во всяком случае, человеку не свойственно служить Злу. Рано или поздно он должен вернуться к признанию органичного единства и целесообразности Вселенной и пониманию своей роли в ней.

Так в чем же роль человека, цель его существования? Многие считают, что смысл жизни человека в том, чтобы непрерывно совершенствоваться. В этом есть, вероятно, доля истины. По-моему, само понятие смысла жизни определено только по отношению к метасистеме, частью которой является человек. Смысл существования какой-либо клетки моего организма выражается той функцией, которую выполняет данная клетка в физиологических процессах организма. Смысл человеческого бытия надо искать в той роли, которую отвела нам планета в своей жизни.

В свете вышесказанного Землю можно рассматривать как космический цветок. То есть на определенном этапе своего роста Земля расцвела цветом жизни, цель которой, с одной стороны, породить семена новой жизни, с другой стороны, «опылить» другие подобные цветы пыльцой, несущей в себе генетическую информацию.

Именно человек, на мой взгляд, призван стать основой подвижного носителя информации, способного перенести эту информацию на другие космические тела. Именно поэтому его языческая идеология поклонения природным силам планеты (детство человечества) постепенно сменяется верой в Высшую Сущность, единую для всей Вселенной, мечтой о дальних мирах, стремлением выйти в Космос. Образно говоря, после созревания, космическая пыльца должна оторваться от цветка сначала в мечтах и фантазии, а затем в физической реальности. Для этого ей предстоит сначала ощутить “голос цветочной поляны”, чтобы войти в гармонию с ней.

Не хотелось бы, чтобы после того, как мы покинем Землю, цветок жизни на ней увял. В любом случае пока еще рано говорить о готовности человека к несению своей вселенской миссии. Поэтому я верю, что экологическая катастрофа - это лишь один из этапов “роста” планеты, а не увядание космического цветка.

Анекдот

Пошел Вовочка в школу в первый класс и уже а первом уроке заявил училке:
- Марь Ванна, я слишком умный для первого класса! Давайте меня уж сразу в третий!
Та приводит его к директору: так, мол и так.
Директор:
- Ну что ж! Давайте его проверим! А сколько, Вова, будет 3 х 3?
Вовочка:
- 9!
- Правильно! А сколько будет 6 х 6?
- 36!
- Верно! Я думаю, Марь Иванна, мы можем перевести его в 3-й класс!
Марь Иванна:
- А давайте я его поспрашиваю на логичность мышления! Вот что такое, Вовочка, у коровы есть 4, а у меня две?
Вовочка (подумав):
- Ноги!
- Хм, а вот что у тебя есть в штанах, а у меня нет?
Охреневший директор даже рта не успел открыть, как Вова сказал:
- Карманы!
Училка:
- Правильно, давай, Вова, в третий класс дуй!
Директор:
- А вот я думаю, Марь Ванна, что Вову можно сразу в 5-й класс перевести, потому как на два последних вопроса, я сам ошибся!
x
Андрей Пилипович Сайт для людей неравнодушных к состоянию окружающей среды